rss

Тантра и ее разновидности

Тантра и ее разновидности

Корнями Тантризм уходит в доарийскую Индию, к поклонению богини-матери, к магии сельской общины, связанной, во многом, с сексуальными ритуалами. Учение Тантры появилось из этих верований, за основу взяв представление о тождестве макро- и микрокосма, мироздания и человека, поскольку все приводится к единению двух элементов — женского и мужского.

Исходя из того, какое из этих начал признается главенствующим, Тантру можно разделить на «правую» и «левую». Тантрическое учение «правой руки» в Индии господствует, оно признает ведущим активное, мужское начало. В рамках его ритуалов единение двух начал воспроизводится настоящим половым актом. Учение «левой руки» является буддийским Тантризмом, которое главенствующим признает женское начало, символизирующее мудрость.

Разумеется, слияние двух начал в монашеском Тантрическом учении может быть лишь символическим. Тантра «левой руки» ощущает на себе большое влияние шактизма, где объектом поклонения является Деви — жена Шивы. В данной Тантре, как и в шиваизме, у любого мужского божества имеется своя божественная супруга-шакти. Традиция Тантризма утверждает, что лишь благодаря слиянию со своими шакти, боги становятся мудрыми и могучими. Женская энергия (шакти), запредельная мудрость (праджня) являются сплавом женственности и мудрости, которые сливаются в образе Праджняпарамиты. Она, будучи вначале махаяническим текстом, в Тантрическом учении обожествляется и становится очень почитаемой богиней, превращаясь в «мать всех будд». Еще одна особенность Тантризма «левой руки» — наличие большого количества грозных божеств, которые являются воплощение сил, преобразующих негативные чувства в мудрость; а также с тщательностью созданный ритуал созерцания.

Тибетский Тантризм включает в себя 4 класса Тантр: Крия-Тантра (Тантра действия), которая предполагает совершенствование с помощью ритуала; Чарья-Тантра (Тантра выполнения), в которой медитация и ритуал признаются равноправными; Йога-Тантра, которая основывается на йогической медитации; Тантра Ануттара-йога (высшая йога), в практике которой главным является постижение единства противоположных элементов, недвойственности мироздания.

Высшая йога доступна лишь для тех монахов, кому удалось достигнуть очень высокой степени духовного развития, и кто способен постичь настоящую природу вещей, несмотря на их внешнее проявление. Следующая Тантра занимает особую позицию по отношению к женщине. Если в прочих буддийских текстах, — не важно — хинаянистских, махаянистских или трех других классах тантр, — считается, что женщины не способны достичь Просветления, более того, считаются существами, которые препятствуют его достижению, то в Тантре Ануттара-йога женщина является воплощением мудрости-праджни, то есть подразумевается выше мужчины. Многие тексты, которые принадлежат к Тантре Ануттара-йога, к примеру, Тантра Ваджрайогини, описывают, что главное божество обладает женским обликом. «В Тантрах высшей йоги, к примеру, в Гухъясамаджа-тантре, не только допускается возможность для практикующих женщин достигнуть полного пробуждения в течение одной жизни, но и признается это безоговорочно и открыто». Превосходство женского начала выражено и в том, что у многих божеств (особенно бодхисаттвы) — женоподобный облик. Лотос, являющийся символом мудрости-праджни, используется в качестве трона для всех буддийских богов: женщина — основа основ.